Максим Учайкин: «Моя роль как помощника — сделать жизнь главного тренера легче»
Ассистент главного тренера «Зенита» Максим Учайкин дал большое интервью в рамках сериала «За Лицевой» о жизни нашей команды. В разговоре он вспомнил свой путь в баскетболе, победу в Единой молодежной лиге ВТБ вместе с «Зенитом-М» и рассказал о нынешнем положении дел в команде.
— Не хочу использовать слово «сложно», но этот процесс занял время. Наверное, первые 5-6 месяцев, когда я возглавил команду, было сложновато, вот в первой половине сезона. Как себя вести, как строить тактику, схемы, подготовку команды, как общаться с молодыми игроками — все это… Но были сделаны выводы, учтены все ошибки, и летом мы постарались по-другому выстроить все. Более просто, делая упор на дисциплину, на качество выполнения простых вещей и простых задач.
— То есть, в работе с молодежью главное — простые вещи и дисциплина?
— Разница все же в общении, ее надо учитывать. Что это за возраст, какие у него особенности. Мы все знаем про поколение Z, Y и так далее. Эту разницу чувствуешь. Если со взрослыми можно выстроить более серьезные отношения и разговаривать на спокойном языке, там есть доводы, мысли, обоснования, то с молодежью так не получалось. Пришлось сделать акцент на этом.
— Во второй сезон вы взяли чемпионство с молодежной командой, с основой уже два Суперкубка. Можно ли сравнить эмоции от той победы с «Зенитом-М» и от побед с основой?
— Наверное, в молодежном проекте было больше эмоций, чем от Суперкубков. Это все-таки конец года, когда команда должна показать свой максимум. Это можно сравнить с первой командой, которая тогда же завоевала чемпионство в ВТБ. А Суперкубок, хоть и важный турнир, но все же турнир, который завершает предсезонную подготовку команд и показывает, насколько команда готова к началу года.
В первой команде «Зенита» так сложилось, что и ожидания от команды тоже высокие — уровень тренерского штаба и игроков высокий. Любая победа расценивается как данность. А вот в молодежном проекте у нас был один из самых молодых составов лиги, соответственно, никто ничего не ожидал от нас. Я вообще не помню, чтобы я при команде озвучивал, что нам нужно завоевать чемпионство. У нас внутри была такая хрупкая мечта, которую никто не озвучивал и лелеял внутри себя. Мы больше концентрировались на процессе, установили какие-то рамки и стандарты, и процесс должен был им соответствовать. Мы вот об этом больше разговаривали, что если у нас будут рамки и стандарты, и каждый будет их выполнять в течение года, то это приведет к чему-то более высокому. До «Финала восьми» мы не говорили о целях, и когда все это случилось, это было, можно сказать, сюрпризом для всех наших соперников, но для нас это была заслуженная победа как награда за то, что мы отработали весь год на площадке. Эмоции были сильные, но победа в любом чемпионате — это, наверное, час после игры, а завтра уже встаешь, и это было вчера.
Но вот этот процесс, то, как ты выкладывался на площадке со своими товарищами, превозмогая себя, это остается, вот это отношение. Моменты этого процесса остаются надолго, может быть, на всю жизнь, отношения с людьми переоцениваются. Где-то бывает такое, что с игроком, с тренерским штабом есть какие-то конфликты, ты их превозмогаешь, а потом ты понимаешь, что ты с этим человеком трудился вместе, вы чего-то добились, и может быть так, что все, что он делал, тебе только во благо. Эти отношения начинают цениться по-другому и рассматриваться. Это ценно, а эмоции быстро переживаются и быстро уходят. Победителем ты был вчера, но сегодня уже нет.
— Работа в штабе Паскуаля как-то изменила ваш взгляд на баскетбол?
— Понятно, что это самые высокие стандарты, которые могут быть в Европе. И тренерский штаб, и сама команда «Зенита», которая достойно выступала в Евролиге и является одной из лучших команд в Лиге ВТБ. Стандарты были и есть высокие, но внутренне я себя к этому и готовил. Поэтому не скажу, что меня что-то очень сильно удивило.
А по моменту обучения… Тренерская работа такова, что нужно обучаться каждый день. В моем случае любой источник информации, каждый день ты что-то разбираешь, каждый день посещаешь тренерские собрания, что-то новое для себя узнаешь ежедневно. Очень важны детали. И дома процесс обучения не прекращается — книги, семинары, матчи… Тренер постоянно учится на площадке.
— В чем заключается ваша роль в штабе Паскуаля и есть ли вообще четкое распределение?
— Я в большей степени занимаюсь скаутингом команды соперника — индивидуальным или скаутингом нападения оппонента, это большой объем. У меня есть какие-то определенные направления на площадке по работе с игроками, с командой, это все распределяет главный тренер. Я же уже потом стараюсь подобрать какие-то упражнения, задания и так далее.
Что же касается самой роли, то когда я пришел в баскетбол, то понял свою роль как помощника — сделать жизнь главного тренера легче. Решить любую задачу. Я прошел такой путь, что у меня где-то уникальный опыт: начинал с физподготовки, дети, взрослые, помощник, скаут, тренер по развитию, главный тренер… Все, что главный тренер ставит, я принимаюсь и стараюсь выжать максимум. Как показывает практика, такая философия нравится главным тренерам. Не помню тренером, с которыми у меня что-то не сложилось. Если я хочу ему помочь и выполнить поставленную задачу — даже если она, может, официально и не в моей зоне ответственности, — то главному тренеру это нравится всегда.
— Как вы готовитесь к сопернику? Сколько это занимает времени и на что в особенности обращается внимание?
— Обращается внимание на все. Мы берем в разработку не меньше пяти матчей. Схема проведения чемпионата и особенно вторая стадия предполагают, что ты смотришь вообще все матчи соперников. Так что во втором раунде ты ничего не пропускаешь.
Выглядит это так, что сначала строится большая картина — там все-все. В процессе подготовки к сопернику начинают выявляться детали. Ничего от нас не ускользает: что они делали, что будут делать, как захотят атаковать нас, как мы захотим их атаковать… За этим объемом вырисовываются детали: как соперник играл до тебя, как играл против тебя, как в процессе чемпионата спрогрессировал, на что стал делать больше упор, что забыл.
— Команда за ужинами, обедами всегда смотрит матчи соперника. Откуда появилась такая традиция и зачем? Вы ведь готовите им отдельное видео…
— Не могу сказать, откуда это появилось, но когда я пришел, этот ритуал уже был в команде. Это можно объяснить тем, что это более глубокое погружение. Это делается на обедах, ужинах, последних приемах пищи перед матчем, когда игроки уже начинают ментальную подготовку, начинают думать, кто против них будет играть персонально ,как можно их выключить из игры. Мы используем любую минуту, секунду, какую-то паузу, чтобы еще больше изучить соперника. Тем более, когда все сидят за столом, это возможность где-то погрузиться и обсудить.
— Как строится ваша работа с другим скаутом Кузеем Киличем?
— Мы с ним все обсуждаем, постоянно идет общение — на баскетбольные темы, на отвлеченные. И он, и я второй год в основной команде. Когда идет сезон, ты с командой проводишь больше времени, чем со своей семьей, соответственно, начинаешь сближаться, поддерживать, находить какие-то интересы. Мне всегда интересно с ним поговорить, он хоть и молодой специалист, он сразу начал работать на высоком уровне, в Евролиге. Я все-таки больше работал внутри страны и поднимался в Единую лигу снизу. Всегда ценно узнать его мнение, ощущение. Да и просто всегда делимся, что посмотрели, увидели, что прочитали — идет постоянный обмен, в большинстве случаем на баскетбольные темы, но и жизнь тоже затрагиваем.
— «Зенит» уступает практически только лидерам. Играть с ними сложнее? Или есть какая-то другая причина?
— Это более ответственно — играть с лидерами, с первой четверкой. Но календарь не всегда на нашей стороне, иногда у тебя есть семь дней на подготовку к сопернику из-за пределов этой четверки, а к ЦСКА или «Локо» ты готовишься один день. Но и да, в этих командах выступают более дорогие игроки, игроки более высокого класса, это команды, которые имеют культуру и философию. Сами игроки по-другому настраиваются на это. Всегда ожидаешь от этих матчей чуть-чуть больше.
— В декабре какой-то матч запомнился особо?
— Я думаю, что с «Уралмашем» особенно запомнился матч. Он был очень насыщенный, интересный, где-то даже нам повезло в тот момент. Боролись, бились до конца, и в итоге получилось увезти победу.
— Вторым героем шестого выпуска сериала «За Лицевой» будет Игорь Вольхин. Помните, каким было ваше знакомство с ним?
— Мы были вместе в сборной U20. Тогда Захар Пашутин был главным тренером, а я был тренером по физподготовке. Он меня пригласил в этой роли в команду. Тогда мы повстречались с Игорем. Я знал, что он играет в «Химках» и двигается по их вертикали. У нас было какое-то общение, он мне свою историю рассказывал — откуда он, как он попал из небольшого городка под Барнаулом. Мне это было интересно.
Я для себя отметил, что он не так ярко выглядел в тренировочном процессе, но когда мы поехали на чемпионат, там он стал раскрываться и стал выглядеть настоящим лидером, игроком с характером.
— На матче с МБА все ребята были в майках с Сергеем Карасевым. Как вам кажется, как работают подобные акции с точки зрения командной химии?
— Я думаю, что это важно. Игрок отдал все на площадке, получил травму, остался дома у телевизора и не смог помочь команде физически. Ребята показали, что помнят о нем. Это всегда нужно — было и есть, и я думаю, что так и должно быть.
— Возвращение Дениса Захарова благотворно повлияло на команду?
— Безусловно. Да и позиция у него достаточно ответственная, он сам игрок умный, которого ценит и уважает тренер. Денис сам знает Чави, знает его баскетбол и его систему, это тоже очень важно. У нас в тренерском штабе было много разговором, что не хватает игрока, там восстановление немного затянулось, и поэтому, когда он вернулся на паркет — он еще и так сыграл! — все нормализовалось. Сейчас мы идем шаг за шагом с Денисом, не так легко вернуть игровой ритм, который у него был, после почти года вне баскетбола.
— Не было ни одного матча в регулярке, когда все игроки были бы в строю. Но все же, можно ли сказать, что команде чего-то не хватает и это что-то еще предстоит найти?
— Я думаю, что да. Когда недостает игроков, которые должны сначала на тренировках все отработать и через все пройти, а потом еще на играх, это тяжело. Но надо помнить, что ты должен контролировать все, что можешь, а на какие-то вещи ты не всегда можешь повлиять. Нужно просто продолжать трудиться и идти к своей цели. Думаю, что очень часто чемпионские команды так и складываются. Нужно держать в голове, что ты должен трудиться на 100 с большим процентов и не сворачивать, идти к своей цели через любые сложности. Возможно, это приведет к чему-то великому. Эт опока что не так часть сезона, где надо бить тревогу.